В морях и океанах от военно-морского флота СССР требовалось все время предпринимать адекватные шаги, устраняя вероятную угрозу. Требовалось не только сохранять паритет по атомным подводным лодкам, на которых размещались ядерные ракеты, но и иметь эффективные средства противодействия ударным соединениям флота вероятного противника. После долгих поисков эффективного средства противолодочной борьбы, было принято решение строить ударные многоцелевые АПЛ проекта 971.

Новые корабли должны были скрытно вести подводную разведку, контролируя перемещения подводных ракетоносцев западных стран, а при необходимости действовать на упреждение.

Как создавались новые АПЛ «Щуки» проекта 971

Следует отметить, что идея создать подводный корабль, способный эффективно бороться на море с подлодками вероятного противника появилась сразу после вступления в строй американского флота АПЛ типа «Лос-Анджелес». Имеющиеся в распоряжении советского флота подводные корабли мало подходили для поиска кораблей противника в глубинах мирового океана. Основным недостатком советских АПЛ второго поколения являлась большая шумность подводного хода. Особенно это отразилось на боеспособности советских АПЛ, которые больше не могли на равных соперничать с подлодками 3-го поколения, появившиеся в иностранных флотах.

Проект 971 стал продолжением практической реализации строительства титановых атомных ударных подводных лодок проекта 945 . Основная цель проекта заключалась в расширении масштабов строительства более дешевых многоцелевых подводных кораблей. За основу нового проекта были взяты основные узлы и агрегаты подлодок 945 проекта. Вместо титанового корпуса новые АПЛ должны были иметь стальные корпуса аналогичной формы, схожие тактико-технические данные, включая автономность и дальность хода. По скорости, глубине погружения и вооружению субмарины проекта 971 должны были иметь схожие параметры. Особый акцент в проекте 971 делался на существенное понижение шумности движения лодки. Этот фактор должен был сыграть ключевую роль в последующей эксплуатации подлодок нового класса.

Субмарина проекта 971 получила шифр «Щука-Б», тем самым повторяя славную боевую историю «щук», средних подводных лодок времен Второй Мировой войны. Проектная документация предусматривала строительство многоцелевых субмарин 3-го поколения большой серией, которые должны были заменить на флоте устаревшие лодки типа «Щуки» проекта 671. Техническое задание на новую «Щуку» появилось еще летом 1976 года. Спустя год новая подлодка получила свои очертания усилиями СКБ-143 «Малахит». Это конструкторское бюро уже имело опыт постройки океанских субмарин, поэтому «горьковский проект» не пришлось подгонять под новые заводские условия.

Только в 1980 году были закончены последние технические доработки и составлена производственная документация. В 1983 году была заложена первая АПЛ проекта 971, которая получила грозное название «Акула». Субмарина должна была положить начало большой серии многоцелевых подводных кораблей с улучшенными мореходными и гидроакустическими характеристиками.

Этапы строительства новых АПЛ «Щука»

Положение, которое сложилось в середине 80-х годов на море, заставляло Высшее военно-морское руководство страны прилагать все силы для увеличения боеспособности океанского подводного флота. Задачи, направленные на понижение уровня шумности хода и увеличения огневой мощи подводных кораблей легли в основу нового проекта. Первая субмарина получила заводской номер №501 и была заложена на судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в г. Комсомольск на Амуре. Летом 1984 года корабль был спущен на воду и под новый, 1985 год вошел в строй.

Все последующие корабли новой серии, многоцелевые подводные лодки «Щука-Б» проекта 971 одновременно строились на двух судостроительных верфей страны, в Комсомольске на Амуре и на «Севмаше» в г. Северодвинск. Всего было спущено на воду 15 кораблей, из которых 8 вошли в состав Тихоокеанского флота, а другие 7 составили ударное ядро Северного Флота.

Первый корабль серии, подлодка «Акула» уже в первом плавании показала уникальные результаты. По шумности подводного хода советская субмарина превзошла своего прямого конкурента, американскую атомную подлодку типа «Лос-Анджелес».

Для справки: Секрет успеха советских конструкторов и корабелов заключался в новой методике обработки винтов. Впервые на судостроительных верфях, занимающихся строительством подводных кораблей, было применено высокоточное иностранное оборудование — японские фрезерные станки марки «Toshiba». В результате удалось существенно улучшить качество металлообработки лопастей винтов подводного корабля, что отразилось на снижении уровня шума вращающегося винта.

Проект 971, по западной классификации «Аkula –II», стал для американских военно-морских сил неприятным сюрпризом. Отныне американские ударные подлодки и ракетоносцы не могли свободно плавать вблизи советских берегов. Каждое перемещение подводного корабля вероятного противника контролировалось советскими новыми «щуками».

На правительственном уровне было принято решением давать новым кораблям имена, созвучные названиям советских городов. Например, шестая по счету атомная подводная лодка типа «Щука-Б» получила после спуска на воду название «Магадан». Однако уже через три года подлодка получила новое название, К-331 «Нарвал». С таким именем корабль проплавал до января 2001 года.

Все атомные подлодки типа «Щука-Б», вводимые в строй на Дальнем Востоке в состав Тихоокеанского флота получали имена по названиям российских городов. Так следом за лодкой «Акула» головным кораблем проекта 971 дальневосточные корабелы последовали АПЛ «Барнаул» и в 1989 году подводная атомная лодка «Братск». Затем настал черед атомохода «Магадан», который спустили на воду в декабре 1990 года. После развала Советского Союза уже в 1992 году на вооружение ТОФ поступила подводная многоцелевая лодка «Кузбасс». Заложенная в 1993 году на стапеле в Комсомольске на Амуре подводная лодка К-419 «Самара» уже достраивалась на смену советской эпохе. Субмарина вошла в строй в июле 1995 года.

Единственным кораблем, который своим названием выделялся среди отряда новых судов, стала АПЛ К-322 «Кашалот», которая вошла в строй Тихоокеанского флота в 1988 году.

Получив первые реальные подтверждения правильности выбранных технических решений в результате реализации проекта 971, активно развернулось строительство подлодок типа «Щука-Б» на Северодвинском машиностроительном предприятии. «Севмаш» стал родным домом для большинства советских атомоходов. Не стала исключением и судьба второй серии лодок проекта 971, собираемых на верфях «Севмаша» и вводимх в строй Северного флота.

Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971

АПЛ проекта 971 изначально строились как истребители вражеских подводных ракетоносцев, поэтому на кораблях устанавливалось мощное вооружение. По боевому потенциалу современные «Щуки» значительно превосходи все отечественные аналоги и во много были сильнее иностранных боевых субмарин аналогичного класса.

Вместе с подлодками типа «Барракуда» новые ударные атомные подлодки должны были составить костяк военно-морского флота СССР для противодействия ударным группировкам ВМС потенциального противника на Северном и Восточном фланге. Используя свои высокие тактико-технические характеристики, скрытность и большую автономность, новые «Щуки» могли с успехом использоваться для проведения специальных операций на всей акватории Мирового океана.

Атомные субмарины должны были вооружаться новыми крылатыми ракетами «Гранат» и цифровым гидроакустическим комплексом.

Основные конструктивные особенности атомоходов проекта 971 заключались в полной автоматизации основных технологических и боевых процессов. Все управление кораблем было сосредоточено в едином главном командном пункте. Система автоматизации процессами и управлением корабля позволила существенно сократить экипаж на «Щуках» проекта 971. Боевой корабль обслуживало 73 матроса и офицера, что почти в два раза меньше чем на основной многоцелевой атомной подлодке ВМС США типа «Лос-Анджелес». Повысились на новых кораблях и условия обитания личного состава, улучшились бытовые условия для экипажа, находящегося в море продолжительное время.

Одним из новаторских решений, применимым в конструкции корабля, можно назвать организацию системы спасения экипажа корабля в экстренных ситуациях. Лодки типа «Щука-Б» оборудовались всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж (73 человека).

Корпус и силовая установка атомной подводной лодки «Щука»

Первый атомоход проекта 971 типа «Щука-Б» относился к двухкорпусным кораблям. Основной прочный корпус у корабля стальной, выполненный из высокопрочной стали. Корпус лодки был поделен на отсеки с таким расчетом, чтобы все боевые посты и основные узлы управления судном размещались в отдельных изолированных зонах. Внутренняя часть лодки имела каркасную, наборную конструкцию с переходами и палубами. За счет двухкаскадной амортизации каждого блока удалось добиться существенного уменьшения производственных шумов и уменьшить акустический сигнал, издаваемый рабочими механизмами и экипажем. Каждый блок в корабле изолировался от прочного корпуса пневматическими амортизаторами, создавая второй уровень виброизоляции.

К примеру, на подводной лодке Северного флота К-317 «Пантера» впервые были опробованы резиновые амортизаторы и силиконовые прокладки на основных работающих механизмах. В результате шум работающего паротурбинной установки атомного реактора и электродвигателей снизился на 30-40%.

На всех последующих судах, спускаемых со стапелей «Севмаша» устанавливались детали и механизм, сделанные из синтетических материалов. Показатели шума, производимого субмаринами Северного флота проекта 971, и сегодня остаются самыми низкими.

В процессе строительства лодок была применена технология блочной сборки основных конструкций корабля. Монтаж оборудования теперь осуществлялся не в стесненных условиях корпуса лодки, а непосредственно на стендах в заводских цехах. По завершению сборки блок устанавливался в корпус корабля, после чего подключался к основным коммуникациям лодки. Новшества, вносимые в проект, наличие спасательной камеры для экипажа и корпус, сделанный из высокопрочной стали привели к увеличению водоизмещения корабля до 8 тыс. тонн.

Для справки: первоначально проектное водоизмещение подлодки составляло 6-7 тыс. тонн, однако последующие изменения привели к утяжелению корабля в снаряженном состоянии.

Двигательная установка и система энергообеспечения корабля базировалась на работе одного атомного реактора ОК-650Б, который сообщался с четырьмя парогенераторами. В качестве резервного энергоблока на лодке была установлена одновальная паровая турбина, которая имела полный резервный комплект механизации всех процессов. Общая мощность силовой установки составляет 50 тыс. л.с. В результате атомоход мог развивать надводную скорость в 11 узлов, а под водой, не менее 33 узлов.

Семилопастный винт с улучшенной гидродинамикой приводился в движение двумя электромоторами.

Резервная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя ДГ-300, которые обеспечивали электроснабжение и ход корабля в экстренных ситуациях. Запас дизельного топлива было рассчитан на 10 суточное плавание на резервных двигателях.

Вооружение кораблей и навигационное оборудование

Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.

Подводные лодки проекта 971 «Волк» и «Леопард», служившие на Северном флоте, как и их собратья на Тихом океане несли новые гидроакустические комплексы «СКАТ-КС». Основная информация обрабатывался цифровыми методами. Кроме гидроакустического комплекса «СКАТ», новые АПЛ оснащались уникальной системой обнаружения кораблей противника по кильватерному следу.

С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».

Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.

Заключение

Появление на море новых советских атомных подводных лодок типа «Щука-Б» стало неожиданностью для флотов западных стран. С этого момента американские подлодки утратили возможность скрытно вести разведку в акватории Северных морей и на Тихом океане. Массовому строительству и развертыванию новых атомоходов помешал развал Советского Союза. Однако, не смотря на свою малочисленность, сначала советские, а потом и российские субмарины проекта 971 продолжают оставаться на сегодняшний день наиболее мощными ударными подводными кораблями Российского ВМФ.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения в нашей стране было принято в июле 1976 года. Проектированием субмарины занималось конструкторское бюро СКБ-143 (впоследствии СПМБМ «Малахит»). До 1997 года работами руководил главный конструктор Г.Н. Чернышев, после его смерти – Ю.И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же, как у «горьковского» проекта 945 «Барракуда», и проектирование корабля, получившего проектный номер 971 и шифр «Щука-Б», велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось делать не из титана, а из стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно российское предприятие, «Севмаш». В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 г. технический проект был утвержден, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась на заводе в Комсомольске-на-Амуре, что было весьма необычно, ведь в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659 первого поколения, который строился только на Дальнем Востоке – тихоокеанским верфям отводилась всегда ведомая роль.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность советских субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате получившегося скандала США даже ввели экономические санкции против японской компании.

Особенностью новой АПЛ «Щука-Б», было значительное (приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой 2-го поколения) снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива «Малахит» (где в начале 1970-х годов разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

Усилия создателей корабля увенчались успехом, по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог – многоцелевую АПЛ 3-го поколения «Лос-Анджелес».

Подводная лодка проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и прототип, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения.

Технический проект «Щуки-Б» был утвержден 13 сентября 1977 года. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью «подтянуть» технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках 3-го поколения (тип «Лос-Анджелес») был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой «вводной», обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами «Гранат».

В ходе доработки, завершившейся в 1980 году, лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками «Скат-3», а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет. В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре – главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры на весь экипаж (которая успешно прошла проверку на титановых лодках 705-го проекта).

Субмарина пр. 971 имеет классическую двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали. Для упрощения монтажа оборудования лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объем работ из стесненных условий отсеков подлодки непосредственно в цех. После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем. Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того, каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна гидроакустической станции. Особенностью проекта является плавно сопряженное соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих дополнительный шум.

Водоизмещение корабля составило: надводное 8140 тонн, подводное 10500 тонн. Длина наибольшая 110,3 м, ширина 13,6 м, осадка средняя 9,68 м.

За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 31 офицер), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» (141 человек). По сравнению с АПЛ предыдущего проекта 671РТМ «Щука» на новом корабле были улучшены также условия обитаемости. Весь экипаж размещен во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несет вахту и выполняет свои служебные обязанности.

Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа мощностью 190 мВт с четырьмя парогенераторами и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу – 50 000 л. с.

Лодка оснащена семилопастным гребным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Полная скорость подводного хода составляет 33 узла, т.е. субмарина при желании может мчаться под водой со скоростью свыше 60 км/ч!

Гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках 2-го поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели.

Кроме гидроакустических систем, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу. Установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след в океанской среде спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника.

Ракето-торпедный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре – 650 мм ТА, суммарный боекомплект – более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 – калибра 533 мм. Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами «Гранат», подводными ракетами и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад» и «Ветер»), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами «Гранат» осуществляется специальным аппаратным комплексом.

Однако, на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением – то есть ракето-торпеды «Шквал» и «Водопад», а также КР типа «Гранат».

«Щука-Б» стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде, что свидетельствовало о возросшем уровне развития кораблестроения на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971 проекта – К-284 – был заложен на берегах Амура в 1980 году и вступил в строй 30 декабря 1984 года.

Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12–15 дБ (то есть в 4–4,5 раза) оказался ниже шумности самой «тихой» отечественной лодки предшествующего поколения – проекта 671РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения. На западе новые советские субмарины были быстро классифицированы как подводные лодки следующего поколения, им присвоили шифр «Akula».

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают лодкам пр. 971 возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение кораблей проекта 971 позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты стратегическими крылатыми ракетами.

Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны Российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. Подводные лодки пр. 971 могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Скрытные, а потому недосягаемые для противника, АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.

Появление уже после окончания «холодной войны» в составе Российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:

Потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;

Установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;

Оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.

Как говорится, комментарии излишни.

Позднее проект 971 несколько раз усовершенствовался: субмарины «Леопард», «Тигр» и «Морж» создавались с улучшенной акустической скрытностью. А вот последующие лодки «Вепрь» и «Дракон» построены по значительно усовершенствованному проекту 971У. Эти субмарины имеют слегка измененные внешние обводы из-за дополнительной вставки, удлинившей корпус на 4 метра, с 110,3 м до 114,3 м, и позволившей разместить дополнительное радиоэлектронное оборудование и оборудование для активного подавления шума и вибраций от энергетической установки. Водоизмещение возросло с 8140/10500 т до 9830/12390 т. Лодки также получили новую модификацию реактора – ОК-650Б3. В некоторых западных изданиях им даже присвоили шифр «Improved Akula». По проекту 971У должны были быть построены также «Нерпа», «Гепард», «Рысь» и «Кугуар». Но К-335 «Гепард» строилась по вновь созданному модернизированному проекту 971М, ставшему воплощением последних технических достижений. Западные специалисты окрестили их «Akula II», совершенно справедливо отметив значительные изменения по сравнению с базовым вариантом. Подводная лодка К-152 «Нерпа» достраивалась по особому проекту 971И для передачи в аренду ВМС Индии. Модификация 971И была создана на основе 971У и отличается в основном экспортным, несекретным вариантом радиоэлектронного оснащения.

Первоначально все «Щуки-Б» традиционно для ВМФ несли только тактические номера, но 10 октября 1990 года главнокомандующий ВМФ СССР В.Н. Чернавин издал указ о присвоении К-317 имени «Пантера» в честь подводной лодки, открывшей в 1919 г. боевой счет российских подводников. В дальнейшем все лодки получили имена собственные, перекликающиеся с именами дореволюционных российских подводных лодок. «Щуки-Б», выпущенные на Севмаше получили имена лодок типа «Барс», которые являлись самой удачной и многочисленной серией российских субмарин начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией».

Во время военной акции войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461 «Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном море. Она была обнаружена противолодочными службами НАТО при прохождении Гибралтара, однако через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и обнаружилась она только у берегов Югославии. «Волк» осуществлял защиту ТАВКР «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок потенциального противника. За время боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской ударной АПЛ типа «Лос-Анджелес».

В том же году другая «Щука-Б» с экипажем под командованием капитана 1 ранга А.В. Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила ПЛАРБ ВМС США и скрытно наблюдала за ее выходом в боевое патрулирование. Конечно же, в случае боевых действий ничего не подозревающий американский ракетоносец был бы немедленно уничтожен. После того похода командиру экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Проект 971 относится к третьему поколению подводных лодок, основными признаками которого являются сниженный уровень шумов и усовершенствованные средства обнаружения. В сравнении с другими лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооруженности. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом – американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Дж. Бурда, являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994–1996 годах отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 фактически соответствуют параметрам лодок четвертого поколения. «Кошачья серия» способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам.

29 февраля 1996 г. произошел беспрецедентный случай. Во время учений флота НАТО после успешно выполненного задания по обнаружению субмарин условного противника, на связь с британскими кораблями неожиданно вышла никем ранее не обнаруженная российская субмарина. А вскоре прямо в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б». По сообщению ее командира один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита, для чего и было принято решение о помощи от западных коллег. Больной подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом типа «Линкс» его отправили в госпиталь. Британская пресса широко освещала этот случай, а газета «Таймс» отметила, что это была яркая демонстрация незаметности российских подводных лодок. Но самое главное – британские моряки тогда ошиблись: перед ними была «Щука» проекта 671РТМК (то есть лодка поколения 2+), а не «Щука-Б»!

Все достроенные лодки проекта 971, кроме трех, находятся в строю и входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов с базированием на губу Ягельная (СФ) и в поселке Рыбачий (ТОФ). Строительство двух из четырех недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа», была спущена на воду и в 2008 году состоялась ее сдача в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет (). Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» получила название «Chakra». Ранее это имя носила советская субмарина К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988-1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.

С тех пор как началось подводное противостояние СССР и США советские субмарины в основном достойно конкурировали с американскими подводными лодками. Самым серьезным недостатком отечественных подводных кораблей была чрезмерная шумность. Сегодня ситуация изменилась - новейшие российские подлодки этому показателю не уступают американским.

Атомные подводные лодки делятся на два основных типа - , моряки в шутку называют их «бомбовозами» и многоцелевые субмарины . Первые из них являются частью ракетно-ядерного трио - главного оружия. Вторые же главные ударные средства самого флота на океанском оперативном просторе, кроме того на многоцелевые подводные лодки возложена еще одна важная роль - они должны прикрывать «бомбовозы» во время их выхода на стартовые позиции в океане. Одновременно многоцелевые подводные лодки являются и «охотниками». В мирное время те из них, что не сопровождают «бомбовозы» следят за чужими ракетоносцами. Во время войны «охотники » должны помешать неприятелю, запустить стратегические ракеты. Для «охотника », конечно, важна способность передвигаться незаметно и бесшумно, поэтому на снижение шумности субмарин всегда тратились огромные средства, решение этой задачи рассматривалось как дело государственной важности.

Основу американских подводных сил многоцелевого назначения составляют лодки типа « », первая из которых поступила на вооружение в 1976 году. Их строительство завершилось 20 лет спустя в 1996году. Эта многочисленная серия АПЛ ВМС США превзошла по малошумности советские подводные лодки. Вызов был принят.

К 1980 году в Советском Союзе спроектировали проекта «671 РТМ » и «671 РТМК » Ленинградского Конструкторского Бюро «Малахит ». Это была самая крупносерийная советская подводная лодка. Всего было спущено на воду 26 субмарин.

Совершенство АПЛ «Los Angeles » шло постоянно, по ходу строительства серии. Начиная с подводной лодки «San Juan » переданной ВМС США в 1988 году к названию проекта добавляется слово «Imprоved », что означает «улучшенный». Шумность в очередной раз удалось понизить.

Надо сказать, что и в СССР не сидели сложа руки. Перед конструкторами стояло ряд технических задач, результатом решения которых стало создание малошумных многоцелевых третьего поколения.

многоцелевые подводные лодки класса «Барс» проекта 971 фото

«звериная» серия атомных подводных лодок

В 1981 году в городе Комсомольск-на-Амуре заложили первую подводную лодку нового класса «Барс » проекта 971. Название «подводная лодка » звучит архаично, когда речь идет об этих кораблях. По размерам это пятиэтажный дом, длина субмарины свыше 110 метров. Строительство АПЛ проекта 971 продолжили на Северодвинском заводе, именно там родилась «звериная» серия подводных лодок, которые считаются наиболее современными в подводных силах Российской Федерации. По натовской классификации их окрестили «Akula ». Все АПЛ проекта 971 друг от друга отличаются техническими улучшениями. Одной из ветвей модернизации стала АПЛ «Гепард ».

Гвардейская многоцелевая атомная подводная лодка «Гепард»

строительство

АПЛ «Гепард» покидает док

ходовые испытания подводной лодки «Гепард»

АПЛ «Гепард» на страже рубежей

Атомная подводная лодка «Гепард » (К-335) была заложена 23 сентября 1991 года на судостроительном заводе «Севмаш » в Северодвинске, а спущена на воду 17 сентября 1999 года. Одиннадцатая по счету класса «Барс » (шифр «Щука-Б ») вступила в состав ВМС РФ 4 декабря 2001 года.

Подводный корабль воплотил в себе множество элементов новых технологических решений, поэтому «Гепард » первая подводная лодка нового тысячелетия, хоть и завершила серию АПЛ 971 проекта.

Недаром в международной классификации ее называют «Akula-II ». Они настолько отличаются от «предшественниц», что акустические характеристики превышают в три раза. Добиться этого удалось за счет уникальных инженерных решений. Например, на АПЛ применили двухкаскадную амортизацию источников шума, т. е. оборудование размещено на подрессоренных палубных блоках, которые получили название «этажерки». В носовых отсеках размещено минимально необходимое количество работающих механизмов. Кроме того внешний легкий корпус субмарины имеет противоакустическое покрытие. Он выложен идеально подогнанными покрытиями из специальной резины. По имеющимся данным АПЛ «Гепард » по малошумности превосходит американские субмарины класса «Los Angeles », не говоря уже о подводных лодках « » с ракетами «Трайдент ». Более того эксперты высказывают предположения, что «Гепард » по этим показателям сравним с последней подводной лодкой ВМС США «Sea Wolf », таких субмарин четвертого поколения у американцев всего три.

АПЛ «Гепард » может выполнить множество разнообразных задач, поэтому относится к классу многоцелевых подводных лодок ВМФ РФ. Она предназначена как для борьбы с подводными лодками, так и с надводными кораблями противника. Для этой цели у субмарины есть грозное ракетно-торпедное вооружение. Торпедно-ракетный комплекс, включает суммарный боекомплект более 40 единиц средств поражения. Кроме того, субмарина может производить постановки обычных мин.

Боевые походы АПЛ проекта 971 показали, что Советский Союз достиг очень многого в техническом уровне этих кораблей. По свидетельствам командиров подводных лодок этого класса они впервые почувствовали себя на равных с американцами и даже более того.

АПЛ «Гепард » не только новейшая, но и самая засекреченная подводная лодка ВМФ Российской Федерации, хотя на ней есть места, которые ничем не напоминают о том, что люди находятся под водой. В жилых помещениях подводной лодки есть специальные телевизоры, выполненные на особой подпружиненной платформе. Коридоры и каюты жилой палубы больше похожи на интерьеры вагонов купе класса «СВ». После вахты подводники могут отдохнуть в комнате психологической разгрузки. Рядом с ней отделанная сосновыми досками сауна. Внутри вмонтированное искусственное замороженное подсвечивающее окошко, создающее иллюзию зимнего вечера. Рядом - небольшой спортивный зал с современными тренажерами. Борьба с шумом ведется на субмарине «Гепард » постоянно, поэтому во всех помещениях, включая спортзал - даже гири обтянуты футбольными мечами.

АПЛ «Гепард » - это двухкорпусная субмарина с высоким кормовым оперением, в котором установлен обтекатель. В своеобразном буе расположена буксируемая антенна, выдвигающая на расстояние до нескольких сотен метров.

Подводное пространство - самый настоящий гидрокосмос. Это опасная и враждебная среда. Кроме того подводный крейсер не прогулочное судно, поэтому на крайний случай он оснащен всплывающим спасательным модулем - в случае аварии это последняя надежда подводников. В относительно небольшом пространстве модуля может поместиться весь экипаж субмарины.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки проекта 971 находятся в составе Северного флота и Тихоокеанского флота, а атомоход «Гепард » единственная гвардейская подводная лодка в составе 12 эскадры Северного флота ВМФ РФ.

На сегодняшний день строительство АПЛ проекта 971 остановлено, но на предприятии «Севмаш » уже создали многоцелевую подводную лодку следующего - четвертого поколения, серия которых придет на смену субмарин класса «Барс ».

Их черные силуэты похожие на древних рептилий и с акульими мощными спинами бесшумно выскальзывают из-за полярных фьордов и уже на просторе исчезают на месяцы в своей родной стихии - в ледяных водах Северного Ледовитого океана. Именно с АПЛ «Гепард » начался отсчет субмарин XXI века.

Технические характеристики атомной подводной лодки типа «Барс» проекта 971:
Длина - 110,3 м;
Ширина - 13,5 м;
Осадка - 9,7 м;
Водоизмещение надводное - 8140 тонн;
Водоизмещение подводное - 12770 тонн;
Энергетическая установка - один ядерный реактор типа «ОК-650М»;
Скорость надводная - 11,6 узла;
Скорость подводная - 33 узла;
Рабочая глубина погружения - 480 м;
Предельная глубина погружения - 600 м;
Экипаж - 73 человека;
Автономность - 100 суток;
Вооружение :
Торпедных аппарата 650 мм - 4;
Торпедных аппарата 533 мм - 4;
Ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 «Гранат»;
Пусковые контейнеры зенитно-ракетного комплекса «Стрела-ЗМ» - 3;

С давних пор являются основной ударной силой нашего флота и средством противодействия потенциальному противнику. Причина этого проста: с авианосцами у нашей страны исторически не сложилось, зато ракеты, пущенные из-под воды, гарантированно могут поразить любую точку на земном шаре. Именно поэтому еще в Советском Союзе придавалось огромное значение разработке и созданию новых типов субмарин. В свое время настоящим прорывом стал проект 971, в рамках которого создавались многоцелевые малошумные корабли.

Новые «Щуки»

В 1976 году было принято решение о проектировании и постройке новых субмарин. Задание было поручено небезызвестному предприятию «Малахит», на который всегда рассчитывал атомный флот страны. Особенность нового проекта в том, что при его разработке были полностью использованы наработки по «Барракудам», а потому стадия эскизного проектирования и многие расчеты были пропущены, что существенно удешевило сам проект и ускорило проводимые в его рамках работы.

В отличие от «предков» семейства 945, проект 971, по предложению инженеров из Комсомольска-на-Амуре, не предполагал использования титана в производстве корпусов. Это было связано не только с огромной стоимостью и дефицитом этого металла, но и с чудовищной трудоемкостью работ с ним. Фактически потянуть подобный проект мог только «Севмаш», мощности которого и так были полностью загружены. На стапели уже были отправлены первые комплектующие… как разведкой были предоставлены сведения о новой американской подлодке типа «Лос-Анджелес». Из-за этого проект 971 был срочно отправлен на доработку.

Уже в 1980 году она была полностью завершена. Еще одной особенностью новых «Щук» было то, что большая часть работ по их проектированию и созданию велась в Комсомольске-на-Амуре. До того тихоокеанские верфи находились на положении «бедного родственника» и выполняли только функции ведомых.

Прочие особенности проекта

Мало кто знает об этом историческом факте, но в самом начале 80-х годов наша страна приобрела у Японии продукцию Toshiba - особо точные станки для обработки металла, которые позволяли делать новые винты, производящие при работе минимум шума. Сама сделка была особо секретной, но США, к тому времени практически «колонизировавшие» Японию, узнали о ней почти сразу. В результате компания «Тошиба» даже попала под экономические санкции.

Благодаря винтам и некоторым другим особенностям конструкции, проект 971 отличала поразительная тишина плавания. Во многом это заслуга академика А. Н. Крылова, который несколько лет работал над понижением шумности субмарин, будучи задействован еще в создании «Барракуд». Усилия заслуженного академика и целого коллектива возглавляемого им НИИ не остались без вознаграждения: лодки проекта 971 «Щука-Б» шумели в несколько раз меньше новейшего американского «Лос-Анджелеса».

Назначение новых подлодок

Новые субмарины были способны достойно встретить любого противника, так как их ударное вооружение и его разнообразие поражало даже видавших виды мореманов. Все дело в том, что «Щуки-Б» должны были уничтожать надводные и подводные суда, вести постановку мин, проводить разведывательные и диверсионные рейды, участвовать в специальных операциях… Словом, делать все, чтобы оправдать характеристику «многоцелевая подлодка проекта 971 «Щука-Б»».

Новаторские решения и идеи

Как мы и говорили, первоначальную конструкцию подводных лодок этого типа пришлось заметно подкорректировать. Единственным слабым звеном наших субмарин в сравнении с их американскими аналогами стало отсутствие цифрового комплекса фильтрации помех. Но по общим боевым характеристикам новые «Щуки» их все равно сильно превосходили. Например, на их вооружении стояли новейшие противокорабельные ракеты «Гранат», позволявшие в случае необходимости сильно проредить любую надводную корабельную группировку противника.

Но уже после «доработки напильником» в 1980 году «Щуки» все же получили цифровой комплекс обработки помех «Скат-3», а также новейшие системы наведения, которые допускали использование самых совершенных крылатых ракет. Впервые была достигнута средств управления боем и самим вооружением, была массово внедрена в конструкцию особая всплывающая капсула для спасения всего экипажа, которая была успешно апробирована еще на «Барракудах».

Конструктивные особенности

Как и все основные субмарины СССР такого класса, подлодки проекта 971 использовали ставшую классической двухкорпусную схему. Впервые в истории «подводного» судостроения был широко использован опыт блочного сочленения фрагментов субмарины, что позволило выполнить большую часть работ в комфортных условиях цеха. Широко использовались также зональные блоки оборудования, которые после завершения монтажа просто соединялись с централизованными шинами передачи данных.

Как удалось снизить уровень шума?

Помимо особых винтов, о которых мы уже неоднократно упоминали, используются особые системы амортизации. Во-первых, все механизмы установлены на специальных «фундаментах». Во-вторых, каждый зональный блок имеет еще одну систему амортизации. Такая схема позволила не только значительно снизить объемы генерируемых подлодкой шумов, но и дополнительно защитить экипаж и технику подлодки от действия ударных волн, образующихся при взрывах глубинных бомб. Так что наш флот, подводные лодки для которого практически всегда являлись основной ударной силой, получил весомый «аргумент» для сдерживания потенциального противника.

Как и все современные субмарины, «Щуки» имеют развитое килевое оперение с выдающимся булем, в котором размещается буксируемая антенна радиолокационного комплекса. Особенность оперения этих лодок в том, что оно сделано как бы единым целым с силовыми элементами основного корпуса. Все это сделано ради того, чтобы максимально минимизировать количество завихрений. Последние могут вывести на след судна гидроакустиков противника. Эти меры дали свои законные плоды: «Щуки» считаются самыми малозаметными подводными судами на сегодняшний день.

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное - 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

Силовая установка

Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт - семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики.

Средства обнаружения кораблей противника

Настоящей изюминкой новой «Щуки» являлся комплекс МГК-540 «Скат-3». Он умеет не только отсеивать помехи, но и самостоятельно засекать пеленг шумов от винтов любого корабля. Кроме того, «Скат» может быть использован в качестве обычного гидролокатора при прохождении незнакомых фарватеров. Дальность обнаружения подлодок противника выросла в три раза по сравнению с субмаринами предшествующих поколений. Помимо этого, «Скат» значительно быстрее определяет характеристики преследуемых целей и выдает прогноз по времени боевого соприкосновения.

Уникальной особенностью любой подлодки проекта 971 является установка, позволяющая обнаружить любой надводный корабль по оставляемому им кильватерному следу. Аппаратура вычисляет расходящиеся от него волны даже спустя несколько часов после прохождения судна в этом квадрате, что дает возможность скрытного слежения за корабельными группировками противника на безопасном от них удалении.

Характеристики вооружения

Основной ударной силой являются четыре ракетно-торпедных аппарата калибра 533 мм. Но куда более внушительно выглядят еще четыре установки калибра 650 мм ТА. Всего на борту субмарины может находиться до 40 ракет и/или торпед. «Щука» может вести огонь ракетами «Гранат», а также «Шквалами», одинаково эффективными в подводном и надводном положениях. Разумеется, есть возможность стрелять обычными торпедами и выпускать из торпедных аппаратов автоматические мины, которые самостоятельно ставятся в боевое положение.

Кроме того, с помощью этой субмарины можно выставлять и обычные минные заграждения. Так что ассортимент средств поражения очень широк. При запуске крылатых ракет их наведение и сопровождение происходят в полностью автоматическом режиме, не отвлекая внимание экипажа от выполнения других боевых задач. Увы, но в 1989 году, после заключения крайне невыгодных для нашей страны соглашений с американцами, подводные лодки проекта 971 выходят на боевое дежурство без «Гранатов» и «Вихрей», так как эти средства поражения могут нести ядерный заряд.

Значимость «Щук» для отечественного кораблестроения

Как мы и говорили, эти субмарины стали первым самостоятельным проектом верфей Дальнего Востока, которые впервые получили государственный заказ такой сложности и важности. Лодка К-284, ставшая флагманом серии, была заложена в 1980 году и уже через четыре года поступила на вооружение флота. Во время постройки в конструкцию оперативно вносились мелкие исправления, которые были штатно использованы при создании всех последующих субмарин.

Уже в процессе первых испытаний моряки и члены Министерства обороны были в восторге от того, насколько малошумной оказалась подводная лодка. Эти показатели были настолько хороши, что позволили с полной уверенностью говорить о выходе советского кораблестроения на принципиально новый уровень. С этим оказались вполне согласны западные военные советники, которые признали «Щуки» оружием нового класса и присвоили им шифр Akula.

Благодаря своим особенностям подводные лодки проекта 971 могут преодолевать глубокоэшелонированную противолодочную оборону, оборудованную стандартными средствами акустического обнаружения. Учитывая мощное вооружение, субмарина вполне может постоять за себя даже в случае своего обнаружения.

Даже в зоне господства противника тихие и незаметные АПЛ проекта 971 могут наносить врагу чувствительные потери, вплоть до обстрела прибрежных целей средствами ядерного уничтожения. «Щукам» вполне по плечу надводные и подводные корабли, а также уничтожение стратегически важных командных центров, пусть даже расположенных на значительном удалении от прибрежной зоны.

Значение проекта «Щука-Б» для нашей страны

Появление АПЛ проекта 971 спутало американцам все карты. До этого они вполне справедливо считали свои наступательные надводные силы сильнейшими в мире, а Советский флот, который имел значительно меньше надводных кораблей, их экспертами оценивался довольно низко. «Щуки» же вышли на совершенно новый уровень игры. Они могут спокойно работать даже в глубоком тылу противника, заходя за линии противолодочной обороны. В случае полномасштабной войны от ядерного удара из-под воды не застрахован ни один командный центр, а уж о полномасштабной перерезке морских путей сообщения и говорить не стоит.

Любая наступательная операция потенциального противника в таких условиях превращается в аналог танца на а уж о внезапности нападения можно забыть. Руководство США «Щуки» (особенно модернизированные) сильно беспокоят. Уже в 2000 годах они неоднократно предпринимали попытки пробить законодательно договор о сильном ограничении их использования, но интересы РФ к подобным «взаимовыгодным» соглашениям не располагают.

Модификации и дальнейшее развитие проекта

Впоследствии «Щука» (проект 971) неоднократно улучшалась, особенно в части гидролокационной малозаметности. Особенно отличаются от прочих суда «Вепрь» и «Дракон», построенные по индивидуальному проекту 971У. Их сразу заметно по измененным обводам корпуса. Последний был удлинен сразу на четыре метра, что позволило штатно разместить дополнительное оборудование для пеленгации и применять новые конструктивные решения, направленные на снижение уровня шумности. Более чем на полторы тонны возросло водоизмещение в надводном и подводном положениях.

Значительно изменилась и силовая установка, которую питает реактор модели ОК-650Б3. Изменения были настолько очевидны, что новая атомная многоцелевая подводная лодка в зарубежных СМИ сразу была окрещена Improved Akula. По тому же проекту должны были построить еще четыре субмарины, но в итоге на верфях были заложены и созданы только две из них. Первая из них, К-335 «Гепард», вообще была построена по спецпроекту 971М, который предусматривал использование в конструкции новейших достижений радиоэлектронной промышленности.

Эта лодка вообще стала для западных военных моряков известна как Akula II, так как ее отличия от базового проекта были разительны. Вторая достроенная субмарина, она же К-152 «Нерпа», также создавалась по особому проекту 971И, изначально предназначаясь для передачи в аренду ВМС Индии. В основном «Нерпа» отличается от своих «собратьев» максимально упрощенной радиоэлектронной начинкой, в которой нет секретных комплектующих.

Преемственность поколений

Изначально все лодки этой серии имели только индекс, не обозначаясь именами собственными. Но в 1990 году К-317 получила имя «Пантера». Оно было дано в честь субмарины еще Российской Империи, которая первой открыла боевой счет. В дальнейшем «именинницей» стала АПЛ «Тигр» проекта 971. Вскоре все подводные лодки этого семейства также получили имена собственные, перекликающиеся с обозначениями кораблей, бывших в составе Императорского и Советского ВМФ. Единственное исключение, которое имеет проект 971, «Кузбасс». Ранее это судно именовалось «Морж». Сперва его назвали в честь одной из первых подлодок Империи, но впоследствии почтили память советских моряков.

Но наиболее значимыми стали АПЛ, выпущенные на Севмаше. Вся их серия получила кодовое наименование «Барс». За это все субмарины проекта получили на западе прозвище «кошки».

«Полубоевая» работа

Во время агрессии НАТО по отношению к Сербии в 1996 году К-461 «Волк» несла боевое дежурство в Средиземном море. Американские гидроакустики сумели засечь ее месторасположение во время прохождения Гибралтарского пролива, но наши подводники сумели от них уйти. Повторно обнаружить «Волка» удалось только непосредственно у берегов Югославии. В этом боевом походе АПЛ прикрывала отечественный авианосец «Адмирал Кузнецов» от потенциальных агрессивных действий «западных партнеров». В это же время «Волк» проводил скрытное слежение за шестью АПЛ НАТО, в числе которых была одна лодка «конкурирующего» типа «Лос-Анджелес».

В том же году еще одна «Щука-Б», находившаяся под командованием А. В. Буриличева, несла боевое дежурство в водах Атлантики. Там экипаж обнаружил ПЛАРБ ВМС США, а затем скрытно сопровождала корабль на всем протяжении его боевого дежурства. Если бы дело было в условиях войны, американский ракетоносец пошел бы ко дну. Командование все это отлично понимало, а потому Буриличев сразу после «командировки» получил звание Героя Российской Федерации. Это еще одно свидетельство высоких боевых качеств и скрытности любой лодки проекта 971.

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у

Современное положение дел

В настоящее время все субмарины этой серии находятся в строю, служат в составе Тихоокеанского и Упомянутая выше «Нерпа» находится на службе в и, по условиям контракта, пробудет там до 2018 года. Возможно, что после этого индусы предпочтут продлить контракт, так как ими высоко оцениваются боевые качества российской субмарины.

К слову говоря, в индийском флоте «Нерпу» назвали Chakra. Интересно, что ранее точно такое же имя носила лодка 670 «Скат», которая также на условиях лизинга прослужила Индии в промежутке от 1988 до 1992 года. Все служившие там матросы стали настоящими профессионалами своего дела, а некоторые офицеры с первой «Чакры» уже успели дослужиться до адмиралов. Как бы там ни было, но российские «Щуки» сегодня активно используются в нелегком деле несения боевого дежурства и служат одним из гарантов государственного суверенитета нашей страны.

Сегодня, когда флот начинает постепенно восстанавливаться после 90-х годов, уже идут разговоры о том, что атомные подводные лодки пятого поколения должны базироваться именно на разработках проекта 971, так как суда этой серии успели неоднократно доказать свою перспективность. Сами же «Щуки» соответствуют по своим параметрам субмаринам четвертого поколения. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что они неоднократно обманывали гидроакустическую систему обнаружения SOSUS, которая в свое время создавала немало проблем советским морякам.

Новейшая многоцелевая российская атомная лодка "Гепард" 5-го поколения предназначена для уничтожения авианосцев, а также поражения береговых объектов и целей.

"Гепард" - многоцелевая атомная подводная лодка усовершенствованного проекта 971 (класс "Барс", по классификации НАТО - "Акула-2").
Проект разработан Морским бюро машиностроения "Малахит". Это одиннадцатая по счету субмарина класса "Барс", выпущенная на Северном машиностроительном предприятии с 1988 года. Две из них - "Гепард" и "Вепрь" (принят в состав Северного флота в 1996 году) - значительно модернизированы. Российские конструкторы утверждают, что эти подводные атомоходы самые бесшумные и самые быстроходные в мире.

На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей.

Гидроакустический комплекс МГК-503 "Скат-КС" с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении (размеры контейнера значительно больше, чем на АПЛ проекта 671РТМ). Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).

На корабле установлен навигационный комплекс "Медведица-971", а также комплекс радиосвязи "Молния-М" с системой космической связи "Симфония" и буксируемой антенной.

Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650-миллиметровых ТА (суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами "Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранит" осуществляется специальным аппаратным комплексом.

В 90-х гг. на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная "НИИ морской теплотехники" и ГНПП "Регион". Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К.

В то же время на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды "Шквал" и "Водопад" с СБЧ, а также 28 дальнобойных крылатых ракет РК-55 "Гранит" для уничтожения береговых целей на дальности до 3000 км, которые могут быть снаряжены ядерной боеголовкой мощностью 200 килотонн.

Головной атомоход 971-го проекта - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12- 15дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671РТМ. По натовской классификации новые АПЛ получили обозначение Akula.
После первых "просто Акул" появились корабли, названные на Западе Imprоved Akula (вероятно, к их числу были отнесены лодки северодвинской постройки, а также последние "комсомольские" корабли). По сравнению со своими предшественниками они имели скрытность лучшую, чем у усовершенствованных лодок типа "Лос-Анджелес" (SSN-688-I) ВМС США.

В 1996 г. в строй вступил подводный крейсер "Вепрь", построенный в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, он имел новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Akula-2.

По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного "Барса" имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку "активными" системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 "Сивулф".

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают "Барсам" возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение "Барсов" позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.
Скорость хода под водой достигает 36 узлов. В автономном режиме субмарина может действовать до 100 суток. Экипаж - 61 человек.

Предшественники “Гепарда” оставляли завод через два года после закладки. Перед “Гепардом” были “Барс”, “Пантера”, “Волк”, “Леопард”, “Тигр”, “Вепрь”. Моряки называют эту серию лодок кошачьей, хотя официально проект 971, к которому принадлежит “Гепард” имеет шифр “Щука-Б”, а по натовской классификации — “Акула-2”. Несмотря на разницу в названиях, все они близки новой лодке. В них подмечена одна главная особенность “кошачьей” серии — бесшумность хода. Это лодки третьего поколения.
Даже при самых благоприятных условиях американская субмарина типа “Лос-Анджелес”, обладающая самой совершенной гидроакустикой, сможет обнаружить “кошачью” лодку не далее чем за 10 километров. Это расстояние критическое. Подкравшаяся незаметно АПЛ уже может беспрепятственно выполнить боевую задачу.

Американский военно-морской аналитик Н. Полмер на слушаниях в комитете национальной безопасности палаты представителей Конгресса США отметил: “Появление подводных лодок типа “Акула”, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось. В 1994 году стало известно, что разрыва уже не существует”.

“Кошачья” серия лодок приходится ближайшей родственницей созданной в нижегородском ЦКБ “Лазурит” АПЛ “Барракуда” проекта 945. Напомним, что эта лодка глубоководная, с титановым корпусом. Сегодня широко известно имя ее главного конструктора — Герой России Николай Кваша.
До мая 1990 года успели построить шесть подводных лодок этого типа.
У “Барракуды” был один существенный недостаток. Она была очень дорогой, да и не каждая российская верфь, где делали подводные лодки, могла работать с титаном. Флоту нужна была серия подводных кораблей широкого профиля, дешевых и простых в исполнении. За основу был взят проект 945, но корпус лодки делали из маломагнитной стали. Новую серию лодок отнесли к проекту 971.

Свое “кошачье” название эта серия АПЛ унаследовала от первых российских лодок начала XX века. Тот, прежний “Гепард” был заложен в сентябре 1913 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Через полтора года лодка уже вошла в строй боевых кораблей. Она участвовала в первой мировой войне, обеспечивая проведение поисковых и разведывательных акций на морских коммуникациях противника. Лодка совершила 15 боевых походов. Но в октябре 1917 года, находясь на патрулировании в Балтийском море, бесследно пропала. Причина трагедии и место гибели не установлены до сих пор.
Серию лодок проекта 971 разрабатывали ленинградцы. Кроме того, что лодки малошумные, они еще и грозные. Торпедно-ракетный комплекс включает суммарный боекомплект — более 40 единиц средств поражения. С лодок могут запускаться крылатые ракеты “Гранат”, подводные ракеты и ракеты-торпеды “Шквал”, “Водопад” и “Ветер”. Лодка может быть использована и как минный заградитель.

С появлением в водах северных морей и на Тихом океане “кошачьих” АПЛ американцам пришлось забыть слова, которые они непрестанно повторяли: “У русских субмарин больше нашего, но они скверно сделаны”.
А начальник оперативного отряда ВМС США адмирал Джерми Борда, проанализировав все контакты своих лодок с субмаринами “кошачьей” серии, пришел к выводу, что по малошумности они соответствуют лодкам четвертого поколения.
Обеспокоившись стремительным развитием российского подводного кораблестроения, американская сторона предприняла попытку вовлечь в задуманную операцию международную неправительственную экологическую организацию “Гринпис”. Повинуясь заказчикам, та всю свою деятельность перенесла на северные моря, борясь с их ядерным заражением. Как только строительство новых субмарин в России прекратилось, “Гринпис” тут же покинул северную акваторию.

Был и еще один инцидент, связанный с этими лодками. В начале 80-х годов наша страна приобрела уникальные высокоточные металлорежущие станки у японской фирмы “Тошиба”. Сделка была секретной, но о ней узнала пресса и тут же раструбила по всему миру. Эти станки позволяли применять новые технологии в обработке гребных валов и лопастей винтов, тем самым резко снижая шумность хода субмарины. США, узнав о сделке, тут же объявили “Тошибе” о введении экономических санкций. Но было уже поздно.
Корпус лодки имеет гидроакустическое покрытие и разделен на семь основных отсеков. Для экипажа созданы комфортные условия: комната отдыха, тренажерный зал и даже маленькая сауна с бассейном. Жилые кубрики на четыре человека очень похожи на купе пассажирского поезда.

Интересный случай произошел 29 февраля 1996 года в самый разгар учений сил НАТО. Боевые корабли вели поиск условного подводного противника. Учебная задача была выполнена, как вдруг на связь вышла... российская подводная лодка. Ее командир просил о помощи. Надо было срочно эвакуировать матроса с острым приступом аппендицита.
Для англичан к которым адресовалась просьба, это был шок. До сих пор они теряются в догадках: то ли помощь действительно была нужна, то ли это хорошо задуманная операция. Когда лодка всплыла на поверхность, то все увидели, что она находится в самом центре ордера натовских кораблей. Будь боевая обстановка реальной...

"Гепард" на рабочей скорости, позволяющей ему быстро обследовать достаточно большой район, вообще не засекается существующими гидролокационными средствами. И даже когда он набирает скорость, то способен "увидеть" и "услышать" в океане любого супостата прежде, чем тот его заметит.
В шок были повержены и американцы, когда “случайно” обнаружили нашу “Щуку” вблизи своих территориальных вод.
Еще одна “Щука” отличилась летом 1999 года во время агрессии НАТО против Югославии. Тогда прошло сообщение, что в водах Средиземного моря замечена наша подводная лодка. Ее действительно заметили, когда она проходила узкий Гибралтарский пролив. Но потом она как растворилась. Через некоторое время она появилась у берегов Корсики и Югославии. За ней охотились как надводные корабли, так и противолодочные самолеты. Поиграв в прятки, лодка спокойно покинула Средиземное море.
Шок был потом, когда в штабе НАТО узнали, что вместе с хотя бы на короткий срок замеченной ими “Щукой” в Средиземном море находился подводный крейсер “Курск” и “Барракуда” (“Псков”). Их обнаружили только тогда, когда они уже возвращались к родным берегам.

По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5- 7 узлов шумность лодок типа Imprоved Akula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Imprоved Lоs Angeles.
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Bооrda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Imprоved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.

Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 г. этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
- потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
- установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
- оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.

Беспокойство американской стороны вызывает и то обстоятельство, что большой интерес к лодкам “кошачьей” серии проявили Индия, Китай и Южная Корея. Причем индийские ВМС успели раньше всех. Были обговорены условия покупки двух субмарин, которые сейчас достраиваются на стапелях “Севмаша”.
Жалко, конечно, что этот стратегический запас уходит на сторону, но таковы реалии, иначе наши ВМС не получили бы “Гепарда”.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.