На днях удалось побывать в чудесном подмосковном местечке - селе Комягино Пушкинского района на речке Скалбе (притоке р. Уча - притоке Клязьмы) - на границе с Щёлковским районом Московской области. Конечной нашей целью было каменное чудо Подмосковья - церковь Преподобного Сергия Радонежского 1678 года постройки...

Добирались мы до него пешком от железнодорожной платформы Ивантеевка ветки Москва (Ярославский вокзал)-Фрязино. Маршрут наш лежал по улице Трудовой, далее Школьной (параллельно ул. Новоселки-Слободка) и, после пересечения ул. Новоселки по улице Колхозной.


Продолжая путь по Колхозной мы покинули пределы Ивантеевки...


Прошли несколько левых поворотов на заброшенную военную часть...


По всей видимости, радиолокационных войск...


Прошли въезд на территорию пионерского лагеря МАМИ "Полет"...


И вот вдалеке показались постройки Комягина...


С интереснейшей церковью XVII века.

Сразу приведу информацию для паломников и туристов. Храм открыт круглосуточно, с 9 утра до 16.00. В обеденное время с 13.00-14.00 проводится уборка храма, - так что не всегда можно попасть в главное помещение, но придел открыт.

Как ни странно, историческая информация о селе ограничивается обычно историей Сергиевского храма. Попытаемся восполнить это упущение.

Мне удалось установить, что впервые Комягино упоминается в Списке с писцовой книги 1584-1586 годов письма и меры Тимофея Хлопова со товарищи как пустошь Коняево Бохова стана Московского уезда . Пустошь вместе с селом Пушкино на Уче исстари принадлежало митрополичьим землям, - в те времена митрополиту Московскому и всея Руси Дионисию (ум. 1587), при котором в 1584 году скончался Иван Грозный и венчался на царство Федор I Иоаннович, прозванный Блаженным.

Происхождение названия пустоши не вызывает сомнений. В декабре далекого1490 года, в год своего возведения на митрополичью кафедру, митрополит всея Руси Зосима Брадатый (ум. 1496 г.) пожаловал в Боховом и Радонежском станах некоторых своих "митрополичьих бортников" землями и деревнями Среди этих бортников - предводителей крупных артелей сборщиков ценных товаров - мёда и воска, мы находи имена Андрейки и Иванки Коняевых:"Се яз Зосима, митрополит всея Руси, пожаловал есмь домовных церковных перчистыя Богородицы и своих митропольских бортников /.../ Андрейка Коняева, да брата его Ивашка... церковными пречистой Богородицы и своими митропольскими землями" .

В те давние времена этот край покрывал густой первобытный лес и доподлинно известно, что одним из наиболее распространенных промыслов служило бортничество, или, точнее бортевое пчеловодство . Поселения бортников конца XV века мы можем найти во множестве и на территории соседнего Щёлковского района (напр. дер. Игнатьева-Жижнеева к югу от Щёлково и др.) .

Известно, что вид поместного пожалования земли был формой оплаты труда митрополичьих служилых людей, наподобие "земельного оклада" служилых людей великого князя. Поместье давалось "до живота" и после смерти владельцев возвращалось во владение митрополита. Повсеместно в Подмосковье земли получали свои названия от имен их владельцев. Так на карте появилось Коняево, позднее, претерпев ряд изменений, превратившееся в Комягино.

Стоит лишь добавить, что по авторитетному мнению ряда исследователей именно митрополиту Зосиме принадлежит авторство концепции "Москва-Третий Рим", изложенному в предисловии к его труду "Изложение Пасхалии" 1492 года составления.

Интересно, что местная легенда фиксирует иной вариант происхождения топонима "Комягино", относя его аж к периоду до 1345 года (года основания Троице-Сергиевого монастыря) . Рассказывают, что раньше здесь было два поселения, - одно называлось Сергиево, а другое - Комягино. На месте Сергиева будто бы поселился сам Сергий Радонежский, вырывший здесь землянку на склоне оврага. Из-за какого-то конфликта с жителями Комягино, будто бы закидавшего святого комьями земли (= Комягино), Св. Сергий перебрался отсюда в Радонеж, где и впоследствии основал Троице-Сергиев монастырь.

Но вернемся от этой по-своему интересной легенды к исторической правде...

Каменная церковь, освещенная во имя Сергия Радонежского в селе Комягино впервые упоминается в переписных книгах Московского уезда Бохова стана за 1678 (7186) год. Точно известно, что храм был построен в 1678 году и в следующем, 1679-м освящен и обложен церковной данью. В приходной книге Патриаршего приказа говорилось: "в нынешнем 187 (1679) году января 9 дня, по указу патрирха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова, обложена данью вновь новопостроенная церковь Преподобного Сергия Радонежского в московском уезде, в Бохове стану, что было сельцо Сергеево, а преж сего пустошь Комягино, на речке на Скалбе, в вотчине стольника Никиты Иванова сына Акинфова" .

По обычной практике, населенный пункт нередко менял свое первое наименование в случае постройки в нем церкви. Интересно, что в приведенном выше документе указывается, что церковь была "новопостроена" в сельце Сергееве, что намекает на существовании до каменного - деревянной церкви. Иными словами, бывшая пустошь получила название "Сергеево" до постройки каменного храма и его освящения во имя Сергия Радонежского. Это обстоятельство может свидетельствовать только о том, что до постройки каменного храма на его месте находился деревянный храм, также освященный в то же наименование.


Это мнение находит свое подтверждение и в документах того времени. Село Сергеево (стало быть, с деревянным храмом Сергия Радонежского) было заселено в 1646 году крестьянами, переведенными сюда из вотчин Никиты Ивановича Акинфова - деревни Фомкиной Костромского уезда, села Клобукова Юрьевского уезда сельца Трех-Прудок и деревни Тереховец Вологодского уезда . Сельская усадьба вотчинника упоминалась здесь в том же 1646 году.

Вместе с постройкой каменного храма отстраивалось и село. Отдельно стоящая усадьба с церковью постепенно объединялась с деревней Комягино. В 1678 году в деревне было 6 крестьянских (26 душ обоего пола) и 4 двора "бобыльских" (наемных сезонных рабочих или ремесленников) (23 человека бобылей). В следующем 1679 году в селе Сергиево-Комягино находился собственный двор вотчинника (предтеча усадьбы), двор священника, уже 11 дворов крепостных крестьян "молодчих" и 4 двора "бобыльских" . Добавим, что крепостные крестьяне делились на три группы - лучшие, средние и "молодчие" (маломощные). В зависимости от этого распределялись и подати, которые крестьяне ежегодно вносили в казну через своего хозяина. Следует предположить, что указанные "бобыли" были строителями каменного храма.


Село с, по крайней мере, 1646 года принадлежало стольнику Никите Ивановичу Акинфову. Документ подчеркивал, что село было его "родовой вотчиной", - то есть доставшейся ему по наследству от отца, Ивана Федоровича Акинфова (до 1646 года владевшим пустошью Комягино).

Иван Федорович Акинфов вместе со своим старшим братом Архипом (р. 1610, Красноярским воеводой в 1629 г. ум. с 1640 по 1649 г.) упоминаются как московские помещики с 1619 года. В 1623 году братья упоминаются как владельцы подмосковной пустоши Алтуфьево . Упоминаются братья и в Боярской книге 1639 года. В 1643 году Иван Федорович Акинфов служит воеводой в городе Шуя. В 1655 году стольник и воевода Иван Федоров сын Акинфов был в Белгороде, где проводил смотр "детей боярских и всяких служилых и жилецких людей" . В 1658 году воевода Иван Федорович Акинфов вместе с воеводой Василием Григорьевичем Ромодановским ходил в военный поход под Азов против ногайцев Казыева улуса . По некоторым сведениям Иван Акинфов позже участвовал в одном из русских посольств в Варшаву.

После кончины Ивана Федоровича, его сын Никита кроме Сергиевского-Комягина унаследовал и Алтуфьево, в то время уже являвшееся усадьбой с господским домом. Заметим, что владение Акинфовых Алтуфьево стало селом только через 9 лет после Комягино, - в 1687 году, когда при усадьбе была построена церковь Святой Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любови, позднее переосвященная в память Воздвижения Креста Господня.

Каким образом в период 1586-ок. 1623 года Комягино перешло из митрополичьих земель в вотчину Акинфовых - мы пока не знаем. Видимо здесь стоит вспомнить о возможном обмене митрополичих земель на земли великокняжеского дома. Но пока - это объект отдельного исследования.


Обратимся к биографии строителя Сергиевской церкви.

Никита Иванович Акинфов (ум. не ранее 1723 года) рано овдовел. От первого брака у Никиты Ивановича был сын Григорий и дочь Анна Никитична (ум. 1735), в первом браке состоявшая за князем Иваном Семеновичем Львовым. Овдовев, в конце 1694 года Анна Никитична вышла замуж за князя Григория Дмитриевича Юсупова (1676-1730) - "товарища детских забав" юного Петра I, - участника Азовских походов, битв при Лесной и Полтаве... и...владельца села Спасское-Котово , о котором я недавно писал на страницах моего блога .

Вторым браком Никита Иванович Акинфов был женат на Аксинье Абрамовне Лопухиной - дочери Авраама Федоровича Лопухина (казнен в 1718 году) (-брата первой жены Петра I, матери печально известного царевича Алексея, Евдокии Федоровны Лопухиной (1669-1731)).

Сын Никиты Ивановича, Григорий Никитич Акинфов упоминался в 1682 году как комнатный стольник и скончался в 1708 году (по всей видимости, погиб) .

После того как в связи с делом царевича Алексея "за некоторые противности и подозрения" царица Евдокия была сослана в Суздальско-Покровский монастырь (1699) и пострижена под именем Елены, Лопухины и их родственники впали в царскую немилось. Среди подпавших по подозрение был и владелец Сергиевского-Комягина. В 1718 году он был арестован...

По податным сказкам 1719 года за Никитой Ивановичем поместий и вотчин числилось в разных уездах 8330 четвертей с осминой земли и 3622 человек крепостных крестьян. Среди его владений упоминается село Алексеишево Боголюбского стана Владимирского уезда, деревни Горшкова, Есетрево и село Старая Слобода Кривцова стана Юрьевского уезда. В Манатьином и Быковом стане Московского уезда он владел селом Воздвиженским (с 2 дворами вотчинников и скотным при которых проживало 24 человека крепостных. Крестьянских дворов в селе не было). Кроме села Сергиевского-Комягина в Боховом стане Никите Ивановичу принадлежала деревня Тарасовка (См.).


На лепной иконе Преподобного Сергия изображен негласный символ храма, найденный реставраторами на одном из резных белокаменных наличников - изображение Всевидящего Ока.

В 1720 году Никита Иванович все еще продолжал находиться в тюрьме в Санкт-Петербурге под следствием. В 1721 году узник был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре под именем Иоанникия. Перед обрядом пострига опальный Никита Иванович должен был назначить наследника своих вотчин. От Лопухиной у него был единственный сын Петр по прозвищу Канбар (или Xабар), битый кнутом и сосланный по тому же делу Лопухиных в Сибирь. Наследником своих сел и деревень несчастный Никита Иванович назначил его сына - своего внука Николая Канбаровича (Петровича) Акинфова (ум не позже 1755).

Но зять Никиты Акинфова, Григорий Дмитриевич Юсупов вскоре оспорил решение тестя в пользу своей супруги Анны. Иоанникий неожиданно и сам встал на сторону Григория Юсупова. Дело рассматривалось в Сенате. Тяжба между родственниками тянулась до 1728 года, пока, наконец не была решена в пользу Николая Канбаровича (Петровича) Акинфова.

Дабы избежать дальнейших возможных тяжб, в следующем, 1729 году Николай Акинфов продал село Сергиевское-Комягино брату своей бабушки Аксиньи Абрамовны - Василию Аврамовичу Лопухину (1711-1757), впоследствии павшему в сражении при Гросс-Егерсдорфе .

Алексей Петрович Бестужев-Рюмин. Художник: Л. Токке. XVIII в.

Через 20 лет, в 1749 году Василий Аврамович Лопухин продал Сергиевское-Комягино вице-канцлеру, графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину (1693-1766). Надо заметить, что в том же 1749 году А.П. Бестужему-Рюмину было высочайше пожаловано соседнее село Образцово , конфискованное у Платона Ивановича Мусина-Пушкина (?-1768) по делу А.П. Волынского приговоренного к урезанию языка и ссылке на Соловки.

Алексей Петрович Бестужев-Рюмин в ссылке. Художник: Ф. Мхов, 1765 г.

В 1758 году Алексей Петрович был приговорен к смерти за его попытку лишить Петра III очереди на престол и возвести на него малолетнего Павла Петровича (будущего Павла II . Приговор был заменен ссылкой в село Горетово под Можайском. Конечно, во время правления Петра III Алексею Петровичу не на что было рассчитывать, но воцарение в 1762 году императрицы Екатерины II вновь вернуло Бестужеву-Рюмину награды, вотчины и звания.


Екатерина II принимает графа Бестужева-Рюмина, по возвращении его из ссылки.

31 августа 1762 года торжественно обнародованным указом он был оправдан во взведенных на него обвинениях. А.П. Бестужеву-Рюмину был пожалован чин генерал-фельдмаршала. Прежнее влияние при дворе, однако, он утратил. Императрица обращалась к нему иногда за советами по иностранным делам. Граф сохранил внешнее первенство среди вельмож, но все его попытки властно вмешиваться в крупные дела встречали решительный отпор. Бестужев-Рюмин по характеристике одного из современников был «с обширным разборчивым умом, приобрёл долговременной опытностью навык в делах государственных, был чрезвычайно деятелен, отважен; но вместе с тем горд, честолюбив, хитр, пронырлив, скуп, мстителен, неблагодарен, жизни невоздержанной. Его более боялись, чем любили» .


Как красное крыльцо с гульбищем в землю вросло!

За год до своей кончины граф решил выделить своему сыну часть своих владений. Село Сергиевское-Комягино с 72 крепостными обоего пола и село Образцово перешли во владение его беспутного и "неистового" сына Андрея Алексеевича Бестужева-Рюмина младшего (1728-1768), едва не промотавшего "всё, что было нажито непосильным трудом" его батюшки.

По справедливому мнению К.А. Писаренко, « Карьера Бестужева младшего складывалась вполне удачно исключительно благодаря заслугам отца. И Елизавета Петровна, и Екатерина II жаловали чинами отпрыска четы Бестужевых, идя навстречу просьбам главы семейства. Даже первое венчание Андрея Алексеевича 22 февраля 1747 г. с юной племянницей А. Г. Разумовского, Авдотьей Денисовной Разумовской, было по большому счету событием политическим. Брак в первую очередь содействовал укреплению значения и положения Бестужева - старшего при Дворе. Впрочем, молодожены прожили вместе немногим более двух лет. 14 мая 1749 г. супруга Андрея Бестужева скончалась, и молодой вдовец опять пустился во все тяжкие. Ни опала отца в 1758 г., ни смерть в 1761 г. матери, Анны Ивановны, урожденной Беттигер, не образумили дебошира. Наоборот, в Горетово он со скуки буянил с еще большим безрассудством. Понадобилось вмешательство Елизаветы Петровны, которая пригрозила взять под стражу сына, без конца третирующего родителей» .Последние несколько лет жизни Алексей Петрович Бестужев-Рюмин практически целиком потратил на безуспешное противоборство с безрассудным и необузданным поведением собственного сына Андрея. Отец попробовал утихомирить его второй женитьбой на княжне Анне Петровне Долгоруковой. Закономерный финал семейной драмы наступил 31 августа 1765 года, когда Бестужев-Рюмин старший письмом уведомил своего отпрыска, что больше не намерен жить с ним под одной крышей, и решил выделить молодым супругам часть своего огромного состояния.


Через два года, после смерти отца, в 1768 году скончался и "неистовый" Андрей Алексеевич, а села Образцово и Сергиевское-Комягино перешли под опеку племянников графа Алексея Петровича - князьям Михаилу и Алексею Никитичам Волконским, действительному статскому советнику Якову Ивановичу Сукину (1710-1778) и премьер-майору Михаилу Федоровичу Межакову.(1709-1783).

Впоследствии по разделу между братьями село досталось Алексею Никитичу Волконскому. Алексей Никитич Волконский был генерал-майором, и депутатом Московской губернии в комиссии по составлению Уложения 1767 года. Женой его была Маргарита Родионовна Кошелева (ум. 1790), с которой супруг был погребён в одной усыпальнице в Пафнутиевом монастыре Боровского уезда. От неё Алексей Никитич имел трех сыновей – Михаила, Николая и Петра и двух дочерей: Анну (1762-1828) и Екатерину (1754-1829), которая вышла замуж за Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, подарив ему дочь Наталью Алексеевну (вышедшую замуж в 1811 году за Д.М. Волконского).

Нет сомнений, что князь Алексей Никитич нередко бывал в своих образцово-Сергиевских владениях, занимаясь их обустройством. Доказательством тому служит прошение князя Алексея в Синодальную Контору от 4 мая (стар. ст.) 1772 года, опубликованное Н. Скворцовым. Князь Алексей Никитич подал прощение «в коем представлял, что в его вотчине Московского уезда, Радонежской десятины, селе Образцове, тому уже больше сорока лет имеется построенная каменная церковь во имя Рождества Богородицы с двумя по сторонам приделами во имя преподобной Марфы, матери Симеона Столпника, и преподобного Евфимия Суздальского, из коих первый освящён в 1736, второй в 1738 годах, только настоящая церковь и доныне, за бытиём означенного села до его владения у различных владельцев, не освящена, к чему и в готовности не была, а ныне готова к освящению; приходских при оной церкви, по исповедным 1771 года книгам 66 дворов» . В том же 1772 году Синодальная Контора выдала дозволение освятить церковь в Образцове.


А вот и само Всевидящее Око.

После смерти Алексея Никитича 21 апреля (стар. ст.) 1781 года села Сергиевское-Комягино и Образцово перешли к его сыну бригадиру Михаилу Алексеевичу Волконскому (ум. ок. 1794). По генеалогическим таблицам рода Волконских, составленных Е.Г. Волконской, удалось узнать, что он был женат на Варваре Ивановне Шиповой (ум. 14 декабря 1804 года в Париже). От неё у М.А. Волконского родился сын Павел, который, кажется, умер во младенчестве.


Обойдем храм противосолонь...

В 1800 году села Образцово и Сергиевское-Комягино с деревнями Васильевское, Мальцево, Набережная, Бурково и Байбаки были куплены у наследников М.А. Волконского надворным советником, Маркеллом Демидовичем Мещаниновым (1750 - 1813 или 1815 или 1824). В Образцове им была основана шерстоткацкая мануфактура, а недалеко от Сергиевского-Комягино открыта фабрика по производству писчей бумаги.


С предыдущей точки, подняв глаза вверх - увидим.

Такие же писчебумажные производства Мещаниновых находились в селе Ново-Демидовском Кинешемской округи Костромской губернии (село Адищево), под Смоленском и Калугой. Бумага, выпускавшаяся на писчебумажных фабриках Мещаниновых имела филигрань с надписью латинскими буквами "MECHTSCANINOV". Образцы бумаги с такой филигранью, выпущенной в 1811, 1813, 1814 и 1816 годах хранятся в Государственном историческом музее в Москве .


Одного красивого вида - с кладбища зимой мы не увидим. Все кладбище у церкви в снегу выше колен.

Весной 1812 года испытывая острую нехватку рабочих рук на своей бумажной фабрике в Сергиевском-Комягине, Маркел Демидович решил переселить сюда 362 души крестьян, купленных им в Варнавинском уезде Костромской губернии у помещика Волынского. Но фабрикант натолкнулся на резкое сопротивление крестьян при первой же попытке организации их переселения. Вторичная попытка, относящаяся к 1813 году также как и первая окончилась неудачей .


Не было спокойно и в самом Сергиевском... В июле 1812 года в селе Сергиевском-Комягине на бумажной фабрике Мещанинова под влиянием слуха, что скоро все крепостные будут освобождены вспыхнуло волнение . Весть о нем дошла до генерал-губернатора Москвы, Федора Васильевича Ростопчина, писавшего в письме Балашеву от 10 августа (26 июля ст. ст.) 1812 года: "В Богородском уезде есть бумажная фабрика Мещанинова. Приказчик его, приехав пьяный из Москвы, насказал им такого вздору, что мужики на один день вышли из повиновения. Но капитан-исправник, надворный советник Евреинов так хорошо и проворно поступил, что все пришло в повиновение и за работу; не разглашая, приказчика высек в деревне и отослал в Москву в смирительный дом. Я осмеливаюсь для награждения сего исправника и в поощрение другим испросить ему орден Владимира 4-й степени" .

В том же 1812 году из своего Образцово-Сергиевского владения М.Д. Мещанинов предоставил в ополчение 38 ратников.


После кончины Маркелла Демидовича его владения перешли в руки его сыновей, Александра (ум 1846) и Петра Маркелловича - коллежского советника, остававшегося владельцем этих сел и деревень и в 1860 году.

В том же 1852 году в селе Сергиевское, Комягино проживало 104 души мужского и 129 женского пола. Кроме церкви в селе было 37 крестьянских дворов . Образцовская фабрика была продана Петром Маркелловичем фабриканту И.В. Алексееву. Накануне отмены крепостного права, в 1860 году, в селе Сергиевском с деревнями, по прежнему принадлежавшему Петру Маркелловичу, проживало 466 крестьян в 149 дворах.


Подробнее о фабрике мы расскажем летом, так как планируем экспедицию на место, где эта фабрика находилась.


Но пришла пора вернуться к храму Сергия Радонежского. Памятник отличается не только стройностью пропорций, но и редким совершенством форм.

В Церковь преподобного Сергия Радонежского в Комягино

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 г., в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье.



Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей.

Первоначально с севера находился второй придел Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, которые были разобраны в середине XVIII века. Четверик храма завершен двумя ярусами кокошников.


В декоре храма важное место занимают разные кирпичные обрамления окон и порталов. Колокольня храма типа «восьмерик на четверике».

Вход на колокольню сделан в толще стен. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной Литургией. Иконостас главного храма был деревянный тябловый, состоящий из пяти ярусов икон письма XVII века, а в приделе прп. Макария Желтоводского - из трех ярусов, тоже с древними иконами.
Владелец села Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I был сослан в Кирилло-Белоозерский монастырь в 1721 г., пострижен в монашество с именем Иоаникия. В 1728 г. селом владел внук Н.И. Акинфова Николай Акинфов. В 1729 г. село приобрел В.И. Лопухин, а у него в 1749 г. село купил граф А.П. Бестужев-Рюмин.
В 1680 г. при храме числился поп Потап; в 1704 г. - священник Иван Герасимов; в 1720 г. - священник Иван Иванов; в 1887 в храме служил священник Владимир Стефанович Разумовский; в 1825 г. - Сергей Феодорович Костин.
На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, но в 1929 г. «новые хозяева жизни» храм закрыли, варварски разграбили его, иконы XVII века выставили в ближайший овраг, бесследно исчезли старинные кресты - мощевики, хоругви, которых в храме было немало (согласно имеющейся описи 1924 г.). Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза «Красный Октябрь»: была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, добывали и кирпичи из стен на личные нужды.

Спасла храм от совершенного разрушения реставрация государством в 1950-х годах под руководством В.Д. Давида. Акт технического осмотра, сохранившийся доныне, передает ужасающую картину: трещины в сводах, разрушенные кокошники, разрытые полы. В процессе реставрационных работ были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал оскверняться. Был в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место. В 1980 г. была проведена повторная реставрация под руководством Б.Л. Альтшуллера, видного архитектора и реставратора. Была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом. До 1992 г. здесь находилась мастерская по изготовлению керамики.
В январе 1992 г. после многолетнего перерыва состоялась первая Божественная Литургия, началось возрождение храма тщанием жертвователей и трудами прихожан. Стала налаживаться приходская жизнь. Храм в селе Комягино -один из древних в Пушкинском районе, люди приезжают сюда из Москвы и Пушкино, Щелково и Мытищ, Королева и Ивантеевки. Особо любят здесь освящать свой брачный союз молодожены. При храме открыта Воскресная школа для детей.
За 15 лет, прошедших с момента открытия, храм приобрел прежнее величие и красоту. Иконостас, роспись и интерьер создают особое молитвенное настроение. 19 сентября 2002 г. храм был освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием.




Особо торжественные дни в храме:
18 июля - Обретение мощей прп. Сергия Радонежского
7 августа - Память прп. Макария Желтоводского
8 октября - Преставление прп. Сергия Радонежского

Как найти церковь преподобного Сергия Радонежского

Адрес и телефон храма : Московская обл., Пушкинский р-н, с. Комягино.
Как доехать общественным транспортом : От ст. "Пушкино" Яросл. ж/д авт.№ 47, от г. Ивантеевка Яросл. ж/д авт.№ 6
Как доехать на машине : Из Москвы по Ярославскому ш. до поворота на Красноармейск, далее до поворота на Ивантеевку через с.Левково.
Расписание богослужений : Пятница, суббота: 8:00 Утреня,Часы,Литургия.
Воскресные и праздничные дни: 8:30 Часы, Литургия.
Накануне Всенощное бдение в 16:00

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 году в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I сослан в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1721 году, пострижен в монашество с именем Иоанникия. Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье. Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Вход на колокольню сделан в толще стен. Первоначально к трапезной с севера примыкал второй придел свт. Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, разобранные в середине XVIII века. Некогда украшавшие северный придел "муравленые" изразцы почти полностью утрачены. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной литургией.

В конце 20-х годов ХХ века храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Лишь в 1955 - 1961 годах храм реставрировался государством. К 1980 году была проведена повторная реставрация. В результате всех реставрационных работ храм был покрыт медью, главы покрыты двухцветным деревянным лемехом. В 1980-х годах в помещении храма размещалась мастерская по изготовлению керамики. В 1991 году храм был передан Церкви. Первая служба состоялась в 1992 году на Рождество Христово.

По материалам сайта Православное Пушкино - http://www.pues.ru/orthodox/



Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 г., в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье.

Кирпичный, безстолпный, пятиглавый храм с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Первоначально с севера находился второй придел Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, которые были разобраны в середине XVIII века. Четверик храма завершен двумя ярусами кокошников. В декоре храма важное место занимают разные кирпичные обрамления окон и порталов. Колокольня храма типа «восьмерик на четверике». Вход на колокольню сделан в толще стен. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной Литургией. Иконостас главного храма был деревянный тябловый, состоящий из пяти ярусов икон письма XVII века, а в приделе прп. Макария Желтоводского - из трех ярусов, тоже с древними иконами.

Владелец села Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I был сослан в Кирилло-Белоозерский монастырь в 1721 г., пострижен в монашество с именем Иоаникия. В 1728 г. селом владел внук Н.И. Акинфова Николай Акинфов. В 1729 г. село приобрел В.И. Лопухин, а у него в 1749 г. село купил граф А.П. Бестужев-Рюмин. В 1680 г. при храме числился поп Потап; в 1704 г. - священник Иван Герасимов; в 1720 г. - священник Иван Иванов; в 1887 в храме служил священник Владимир Стефанович Разумовский; в 1825 г. - Сергей Феодорович Костин.

На протяжении почти трехсот лет этот дивный храм служил духовным нуждам людей, но в 1929 г. «новые хозяева жизни» храм закрыли, варварски разграбили его, иконы XVII века выставили в ближайший овраг, безследно исчезли старинные кресты - мощевики, хоругви, которых в храме было немало (согласно имеющейся описи 1924 г.). Планомерное разворовывание и разрушение храма велось местными жителями и членами колхоза «Красный Октябрь»: была снята железная кровля, обрешетка с крыш, выпиливались прутья из ограды, добывали и кирпичи из стен на личные нужды. Спасла храм от совершенного разрушения реставрация государством в 1950-х годах под руководством В.Д. Давида. Акт технического осмотра, сохранившийся доныне, передает ужасающую картину: трещины в сводах, разрушенные кокошники, разрытые полы. В процессе реставрационных работ были заделаны трещины, восстановлены кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и далее храм продолжал оскверняться. Был в нем и магазин, и склад, и танцплощадка, и просто отхожее место.

В 1980 г. была проведена повторная реставрация под руководством Б.Л. Альтшуллера, видного архитектора и реставратора. Была восстановлена лепнина, резьба на наличниках окон и порталов, купола покрыты двухцветным деревянным лемехом. До 1992 г. здесь находилась мастерская по изготовлению керамики.

В январе 1992 г. после многолетнего перерыва состоялась первая Божественная Литургия, началось возрождение храма тщанием жертвователей и трудами прихожан. Храм в селе Комягино - один из древних в Пушкинском районе, люди приезжают сюда из Москвы и Пушкино, Щелково и Мытищ, Королева и Ивантеевки. При храме открыта Воскресная школа для детей. За 15 лет, прошедших с момента открытия, храм приобрел прежнее величие и красоту. Иконостас, роспись и интерьер создают особое молитвенное настроение. 19 сентября 2002 г. храм был освящен Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием.

http://agios.itkm.ru/20774



Думный дворянин и стольник Петра Великого Никита Иванович Акинфов в 1678 году построил в подмосковном Комягино каменную церковь во имя преподобного Сергия Радлнежского. Она практически в неизменном виде дожила до наших дней и отметила недавно своё 300-летие. Сегодня храм почитают как самый древний в Пушкинском районе. Практически до середины ХVII века в этих глухих местах, похоже, постоянно не жил никто, а по крутым берегам Скалбы стояли непроходимые леса. Местность именовали пустошью. Так бы и продолжалось дальше неопределённое количество лет, если бы семья Акинфовых в 1646 году не получила "с царского плеча" эти безлюдные земли и не засеяла их своими крестьянами, специально переселёнными сюда из Костромских, Владимирских и Вологодских вотчин. Местность стали постепенно обживать, но какая жизнь без православного храма? И вот стольник царского двора Никита Иванович Акинфов решает построить в селе каменный храм. Некоторые краеведы считают, что какое-то время существовала здесь деревянная церковь, но чёткие свидетельства того отсутствуют, а потом стоит понимать, что Никита Акинфов слыл богатым человеком и мог себе позволить построить сразу каменный храм. Всего за четыре года - с 1674 по 1678-й - храм был построен. Его освятили во имя преподобного Сергия Радонежского, который, по преданию, однажды останавливался в этих местах. Два церковных придела спустя сто лет освятили: один - во имя святителя Макария Желтоводского и Унженского, а второй - во имя Григория Нисского Чудотворца (позже он будет снесён). До наших дней в алтаре церкви на одном из белокаменных блоков стены сохранились имена людей, так или иначе причастных к строительству. Но кем были эти люди, где жили и как строили этот удивительный храм, увы, остаётся загадкой. Инициатором и главным спонсором строительства церкви выступил Никита Иванович Акинфов. Официально годом рождения Комягино считается 1646 год, когда Акинфовы переселили сюда часть своих крепостных крестьян. Но некоторые краеведы утверждают, что в писцовых книгах село упоминается гораздо раньше, а именно в 1584 году, правда, именуется оно по-другому - "пустошью Коняево". История двух населённых пунктов - Сергиево и Комягино подмосковные краеведы черпают из одного источника - из книги "Исторические материалы о церквях и сёлах ХVI-ХVIII ст.", написанной братьями Василием и Гавриилом Холмогоровыми и изданной в 1886 году в Москве. Из текста следует, что "сельцо Сергиево" появилось на месте "пустоши Комягино". Но если мы взглянем на старые карты, то увидим, что сёла Сергиево и Комягино существовали одновременно, пока постепенно второе не поглотило первое.

Шли годы, менялись владельцы села. Неизменным оставался только величественный храм, выстроенный Никитой Ивановичем. Всё изменилось после прихода к власти большевиков. Церковь была закрыта в 1929 году. Из рассказов местных жителей следует, что всё накопленное столетиями было просто вынесено наружу и свалено в соседний овраг, включая старинные иконы ХVII века, хоругви, мощевики... В здании в разные годы размещались то сельский магазин, то клуб, то склад. Храм постепенно разрушался, но в 1955 году некие разумные люди во власти решили привести его в порядок как объект архитектурного наследия. Внешний облик храма восстанавливали в течение шести лет под руководством Льва Артуровича Давида. Были заделаны трещины, отремонтированы кокошники, кровля покрыта медными листами. Но и дальше храм продолжал использоваться не по назначению и, естественно, продолжал ветшать. В 1980 году была проведена повторная реставрация уже под руководством другого известного архитектора Бориса Львовича Альтшуллера. Была восстановлена старинная лепнина порталов и наличников окон, купола покрыли двухцветным лемехом из дерева.

Храм был возвращён верующим в 1991 году. Из него выселили располагавшуюся здесь керамическую мастерскую, привели в порядок внутренние помещения. На праздник Рождества Христова 1992 года священник, назначенный в этот храм, Александр Бекещенко отслужил первую Божественную литургию в возрождённом храме. В том виде, в каком мы можем видеть его сегодня, храм предстал лишь 19 сентября 2002 года. В этот день митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил освящение храма. Архитектура церкви преподобного Сергия Радонежского весьма примечательна. Чувствуется, что к моменту начала её строительства Акинфовы уже приобрели богатый опыт, ведь на собственные средства они построили несколько храмов в разных своих вотчинах от Владимира до Москвы. Изначально церковь стояла на высоком фундаменте, сложенном из огромных каменных валунов. Один из них до сих пор "выглядывает" из-под земли у западной стены храма. Со временем строение медленно оседало, и фундамент практически полностью сравнялся с поверхностью земли.

Храм ассиметричный, бесстолпный, пятиглавый, высокий четверик увенчан двумя ярусами кокошников. Апсида - трёхчастная. С западной стороны к храму примыкает колокольня, представляющая собой традиционный восьмерик на четверике и увенчанная высоким шатром с тремя рядами слухов. Она отличается мощными стенами и напоминает крепостную башню. Ярус звона оформлен в виде ротоды с проёмами и килевидными карнизами. Роскошный шатёр с тремя рядами слухов завершают глухой барабан и небольшая главка с крестом. Слуховые окна обрамляют полуколонны, на которые опираются треугольные фронтоны. Все фасады храма отличаются довольно витиеватым декором, который принято называть "стилем Алексея Михайловича". Окна и порталы оформлены резными полуколоннами и многопрофильными карнизами. В притворе сохранилась оригинальная кладка порталов, частично восстановленная в ходе реставрационных работ. Стена храма, обращённая на запад, украшена изразцами авторской работы и мозаичной иконой преподобного Сергия Радонежского. Два больших полукруглых окна, довольно необычные для храмовой архитектуры, ранее служили входами на крытую паперть. Высокие и узкие окна чеитверика, расположенные в три этажа, оформлены в общей стилистике - они обрамлены затейливо украшенными полуколоннами и завершаются килевидными карнизами. Два ряда килевидных кокошников служат своеобразной границей между четвериком и пятиглавием. Кокошники меньшего размера окружают каждый из барабанов с четырёх сторон. Вся конструкция придаёт зданию храма воздушность и устремлённость вверх.

Вообще Сергиевская церковь - это характерный тип посадских и вотчинных церквей, распространённых в ХVII веке. К тому времени русские зодчие стали активно применять так называемый крещатый свод, опиравшийся не на мощные внутренние колонны-столпы, а прямо на стены храма. Как раз таким сводом и перекрыт основной объём Сергиевского храма. Все пять главок стоят на глухих барабанах, которые не сообщаются с внутренним пространством. Ко времени завершения строительства, уже катилась к закату мода на шатровый тип храмовой архитектуры, вот и в Комягино шатровое завершение имеет лишь колокольня. Внутри храм выглядит очень небольшим, камерным, однако намоленность этого компактного помещения ощущает всякий, вошедший под его своды. В притворе церкви - два больших полукруглых окна. Ранее на их месте были выходы на крытую паперть. Мощный портал ведёт в главный придел храма, освящённый во имя Сергия Радонежского. При реставрации была бережно сохранена и частично восстановлена старинная кладка из красного кирпича в виде фигурных колонн и арки над входом. Двери поменьше ведут в придел свт. Макария Желтоводского и Унженского. Трапезная храма также разделена на две части - большую и меньшую. Иконостас главного придела деревянный, трёхъярусный, ранее, до 1929 года, он был пятиярусным, с иконами, написанными в ХVII веке, и если приглядеться, то на стене видны кронштейны, на которые крепились два верхних ряда икон, ныне утраченных. Между двумя приделами прорублена дверь, створки её расписаны современными прихожанами в старорусском стиле. Стены и своды украшены фресками на библейские темы. В храме находится икона преподобного Серафима Саровского - едва ли не единственная уцелевшая от прежних времён святыня. После закрытия и разорения в 1929 году она пропала. И лишь в конце 1990-х после того, как храм возродился к жизни, её вернула одна местная жительница Комягино, в семье которой икона хранилась все эти годы безвременья.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №245, 2017 г.



Церковь Сергия Чудотворца каменная построена в селе Сергееве в 1678 г. В переписных книгах Московского уезда Бохова стана под 1678 г. написано: «за стольником Никитою Ивановичем Акинфовым родовая вотчина отца его село Сергиево, а в селе церковь каменная, причетников у той церкви нет».

Новопостроенная церковь Сергия Чудотворца с теплою трапезою и приделами св. Макария Желтоводского Чудотворца и св. Григория Нисского Чудотворца была освящена в 1679 г. и обложена данью, которая собиралась «с жилых церквей» в патриаршую казну… по указной статье 14 алтын 2 деньги, заезда гривна. За последующие 1680 - 1739 гг. Сергиевская церковь писалась в приходных книгах казенного приказа «церковь Сергия Чудотворца с приделами в селе Сергееве, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова».

При досмотре церковных земель в Радонежской десятине в 1680 г. священник церкви Сергия Чудотворца, что в селе Сергиеве, Потап с причетниками сказкою объявил, что «церковная земля к той церкви не отведена и не обмежевана и он, поп, не владеет, а вместо той церковной земли думный дворянин Никита Иванович Акинфов дает ему, попу Потапу, с причетники годовую денежную и хлебную ругу».

Во владении окольничего Н. И. Акинфова находилось, по данным сказкам 1719 г., поместья и вотчин в разных уездах 3622 чел. крестьян и 8330 четвертей с осьминой земли. Он имел от первого брака с Феодорою сына Григория и дочь Анну, бывшую замужем за князем Г. Д. Юсуповым-Княжевым, а от второго брака с Аксиньею Абрамовною Лопухиною сына Канбара, сосланного в Сибирь; у последнего был сын Николай.

В 1720 г. Никита Акинфов, находясь под следствием «в его императорского величества деле», содержался под караулом в петербургской крепости; в это время у него были отписаны все имения на великого государя. «17 марта 1721 г. по именному указу его величества и по розыску из Преображенской канцелярии он, Акинфов, по старости послан в Кириллов монастырь, что на Бело-озере, для пострижения и в том монастыре велено быть ему в братстве до кончины живота неисходно; а в поместьях и вотчинах, которые за ним были, предоставлено Акинфову учинить наследником кого он хочет».

Никита Иванович согласно высочайшего указа делает наследником ко всему своему имению родного внука Николая Канбарова Акинфова, подает об этом челобитную в Юстиц коллегию 27 апреля того же года и затем поступает в монастырь под именем Иоанникия. Узнав об этом лейб-гвардии майор князь Г. Д. Юсупов-Княжев и находя распоряжение тестя своего Никиты Акинфова неправильным, подает от себя челобитную в Юстиц коллегию, в которой он указывает: «в 1721 г., государь, Никита Иванович Акинфов по должности своей родительской обещал дочери своей, а моей жене княжне Анне половину отдать своих деревень… а ныне помянутый Акинфов показал всем своим деревням наследника внука своего Николая Канбарова сына Акинфова, которого отец за вины с наказанием кнутом сослан в ссылку и деревни его взяты на ваше величество, а которые деревни он, Канбар, получил в приданное за первою и второю женами и те деревни ныне во владении у Николая с мачехою его. Прошу вашего величества не вели потому его Акинфова челобитью учинить наследником внука его Николая, а вели, государь, за мою службу и по первому его Никитина обещанию учинить наследницу дочь Никитину, а мою жену княгиню Анну, понеже помянутого Николая отец Канбар был меньшой брат моей жены и был от другой Никитиной жены сын, а других наследников к тем деревням ближе моей жены никого нет».

К этому делу, производившемуся в Вотчинной коллегии, были представлены письма монаха Иоанникия Акинфова к своей дочери княгине Анне Юсуповой-Княжевой о лишении наследства внука своего Николая за непочтительность и расточительность. Потом дело рассматривалось в Сенате в 1725 г. и по решению оного определено: из всего имения, принадлежавшего Н. И. Акинфову 3 части отдать в наследство его дочери княгине Анне Никитичне Юсуповой-Княжевой, а 1 часть оставить во владении жены родного внука его Федора Григорьевича вдовы Ирины Исленьевой.

В 1728 г. вследствие прошения Николая Акинфова дело о правах наследства снова было рассмотрено Сенатом, и по решению оного все родовые имения Акинфова были отданы в наследство упомянутому родному внуку Николаю Петровичу (Канбарову) Акинфову, от которого в 1729 г. село Сергиево-Комягино перешло по купчей крепости к Василию Аврамовичу Лопухину, а у него куплено в 1749 г. графом Алексеем Петровичем Бестужевым-Рюминым. При Сергиевской церкви были священники: Иван Герасимов 1704 г., Иван Иванов 1720 г.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

В селе Комягино Пушкинского района до сих пор можно услышать малоизвестное предание, которое связывает это место с жизнью святого Сергия Радонежского. Об этой связи напоминает и замечательная сергиевская церковь семнадцатого века. В статье вы узнаете, что, согласно легенде, помешало почитаемому святому основать свой Троицкий монастырь в Комягино и принудило двинуться в нынешний Сергиев Посад, почему мозаика на стене церкви имеет портретное сходство с радонежским чудотворцем, и что означает символ глаза в треугольнике, расположенный над иконой.

Один из местных жителей села Комягино, дом которого находится недалеко от церкви, рассказал малоизвестную легенду о Сергии Радонежском: «Говорят, что в возрасте пятнадцати лет Варфоломей, будущий святой Сергий, убежал от своих родителей из Радонежа и поселился в пещере на речке Скалбе на месте нынешнего Комягино. Местные жители отнеслись к пришельцу враждебно. В четырнадцатом веке христианство, может быть, не всеми в этих местах принималось безоговорочно, было еще много язычников. Юного отшельника побили комьями земли, отсюда якобы и появилось название «Комягино». После этого святой вернулся в радонежские края и обосновался на том месте, где сейчас находится Троицкая лавра в Сергиевом Посаде».

Выходит, что знаменитая Троице-Сергиева лавра вполне могла возникнуть недалеко от современного города Ивантеевка в селе Комягино. Если мы посмотрим житие Сергия Радонежского, то не найдем там легенды о первой неудачной попытке обосноваться в Комягино на реке Скалбе. Впрочем, в житии нет и других более известных преданий, например, там нет подтверждения популярной истории о благословении на Куликовскую битву монахов Пересвета и Осляби. Житие святого Сергия – заслуживающий доверия источник. Оно было написано учеником Сергия Радонежского монахом Епифанием спустя примерно тридцать лет после смерти учителя, причем черновые наброски воспоминаний он начал готовить еще раньше.

Хотя в житии нет истории, которую рассказывают в Комягино, там есть намеки на то, что нечто подобное могло произойти. В частности в житии говорится о разногласиях между родителями и сыном, когда тот в первый раз захотел начать свой духовный подвиг. Когда юный Сергий попросил отца и мать отпустить его для отшельнической жизни, то получил от них отказ: «Мы стары, бедны, больны и некому ухаживать за нами…когда в гроб нас положишь и землей засыплешь, тогда и свое желание исполнишь». У Сергия было еще два брата, но, по словам родителей, те не могли позаботиться о родных, потому что «женились и думают, как угодить женам». Повинуясь долгу, Сергий остался в отцовском доме и ухаживал за стариками до самой их смерти. Когда родители умерли, Сергий и его старший брат Стефан вместе «обошли по лесам многие места и, наконец, пришли в одно место пустынное, в чаще леса, где была и вода». Из этого краткого указания видно, что до прихода на холм Маковец, Сергий осматривал и разные другие варианты. Возможно, среди них было и Комягино.

Так или иначе, устное предание о связи села с преподобным Сергием Радонежским устойчиво сохранялось среди его жителей на протяжении нескольких веков. В конце семнадцатого века новый владелец села строит церковь, которую посвящает Святой Троице, подобно главному собору монастыря, ставшего потом Троице-Сергиевой лаврой. Один из приделов нового храма назвали в честь Сергия Радонежского, поэтому в народе церковь всегда называли «сергиевской». Более того, некоторое время село даже в документах называлось не Комягино, а Сергиево. Получилась забавная перекличка с историей названия города Сергиев Посад. Несколько десятилетий город сходным образом назывался Сергиев, а железнодорожная станция и вовсе называлась точно также – «Сергиево».

Владимир Губский – местный житель, рассказавший легенду, поделился также интересными подробностями, связанными с каменным храмом: «Сергиевскую церковь построил стольник царя Алексея Михайловича по фамилии Акинфиев. Он привез с собой крестьян из Вологодчины, где у него было имение. Говорят, дом барина стоял когда-то на другом берегу оврага, а на стороне церкви жили крестьяне. От имения ничего не осталось, кроме храма. Когда я строил здесь свой дом, нашел одну интересную вещь. Случайно откопал в земле старинное приспособление, похожее на строительный отвес. Кто знает, может его использовали, когда строили храм».

Иконы и другие святыни сергиевской церкви в Комягино, к сожалению, пропали в советские годы. Очевидцы вспоминали, что их просто выбросили в овраг. На внешней стене храма уже в наше время были сделаны две красивые мозаики: одна изображает Троицу, а вторая – Сергия Радонежского. Мозаичная икона Сергия копирует образ святого с известного шитого покрова первой четверти XV века, который хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры. Этот старинный покров считается самым ранним изображением лица святого, он был сделан всего через тридцать лет после его смерти. Вполне возможно, что эти черты, скопированные и на мозаике в Комягино, имеют портретное сходство с реальным обликом преподобного, ведь в написании лица могли принимать участие еще живые ученики святого.

Интересна еще одна деталь, расположившаяся над мозаикой. В треугольную нишу стены над образом вставлен изразец в виде глаза. Символ глаза в треугольнике обычно ассоциируется с масонской эмблемой «лучезарная дельта». Дельта – это название греческой буквы «Д», которая имеет форму треугольника. Однако не стоит думать, что на церкви в Комягино поместили масонский символ. Эмблема изначально появилась именно в христианской среде. Этот символ называется «Око Господне», он иллюстрирует текст тридцать второго псалма: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих… Он создал сердца всех их и вникает во все дела их… Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». Треугольник же символизирует Троицу. Глаз в треугольнике можно увидеть снаружи или внутри и других православных церквей, хотя большого распространения он не получил (должны отметить, что редакция портала придерживается другой версии происхождения ЛД — прим. редакции).

Нельзя исключать, что стольник Акинфиев построил свой каменный храм, сохранившийся до наших дней, на месте более старой деревянной церкви. Обычай обновлять храмы был тогда повсеместным. Кто знает, быть может, первый храм в честь святой Троицы срубил в Комягино сам Сергий во время своего недолгого пребывания в селе. Именно так он поступил, когда вместе с братом нашел подходящее место на холме Маковец, на котором потом возникла Лавра. Первым делом братья срубили деревья и сложили небольшую клеть, которую нарекли церковью во имя святой Троицы.

Храм преподобного Сергия Радонежского в селе Комягино построен в 1678 году в дни царствования Феодора Алексеевича, в вотчине стольника Никиты Ивановича Акинфова (село тогда называлось Сергиево). Никита Иванович Акинфов был видным деятелем петровского времени. За сопротивление реформам Петра I сослан в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1721 году, пострижен в монашество с именем Иоанникия. Этот храм является одним из лучших памятников древнерусского зодчества в Подмосковье. Кирпичный, бесстолпный, пятиглавый храм, четверик которого завершен двумя ярусами кокошников, с трапезной, западной папертью, шатровой колокольней и северным приделом прп. Макария Желтоводского и Унженского принадлежит к распространенному в XVII веке типу посадских и вотчинных церквей. Вход на колокольню сделан в толще стен. Первоначально к трапезной с севера примыкал второй придел свт. Григория Нисского, а с юга - крытая паперть, разобранные в середине XVIII века. Некогда украшавшие северный придел "муравленые" изразцы почти полностью утрачены. В алтаре главного храма, слева от жертвенника, сохранилась резная белокаменная стена с именами строителей и благотворителей храма, которые поминаются за каждой Божественной литургией. В конце 20-х годов нашего века храм был закрыт. Внутреннее убранство храма было полностью утрачено. Лишь в 1955 - 1961 годах храм реставрировался государством. К 1980 году была проведена повторная реставрация. В результате всех реставрационных работ храм был покрыт медью, главы покрыты двухцветным деревянным лемехом. В 80-х годах в помещении храма размещалась мастерская по изготовлению керамики. В 1991 году храм был передан Церкви. Первая служба состоялась в 1992 году на Рождество Христово.

Престолы

Адрес, телефоны и схема проезда

Адрес : Московская область, Пушкинский район, село Комягино.

Проезд : Проезд из Москвы: С Ярославского вокзала до станции "Ивантеевка", далее автобусами N 6, 47, до остановки "Комягино". С Ярославского вокзала до станции "Пушкино", далее автобусом N 47 до остановки "Комягино".

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. - сообщите их в